?

Log in

No account? Create an account

Пн, 29 мар, 2010, 00:14
Социалка. Общество-мать.

По мотивам последней "детской" дискуссии (здесь, а особенно здесь) в feministki сочинила вполне реализуемую и жизнеспособную (на мой взгляд) реформу системы социальной поддержки [кого-либо] без радикального увеличения налогов с отдельно взятой личности. Придумала, пока мыла посуду. Сырой вариант - вот, а сейчас я изложу полее подробно и с додуманными деталями.

Итак, задача (сформулирована автором второго топика):
- снять с матери [в более общем случае - единственного родителя] необходимость неотлучно находится возле ребёнка, если она сама этого не хочет или не имеет возможности
- и повесить эту обязанность на общество, а не на ближайших родственников (членов семьи) матери и ребёнка [Понимаем, что общество - это мы (в том числе и мы с Вами лично)]
- от себя добавлю: речь идет о России

Что нам потребуется:
Восстанавливается и частично создается с нуля инфракструктура в нужной нам области - детские ясли (в т.ч. с нуля лет), продленка в школе, бесплатные кружки, бесплатные бэби-ситтеры и сиделки для больных детей (зарплату которым если и платит, то не родитель, а государство), помощники по хозяйству, системы летнего и каникулярного отдыха. Эту часть обеспечивает государство.

Это требует непосредственного и быстрого строительства объектов (деньги), некоторой коррекции законодательства, резкого увеличения штата и поднятия престижа такой работы, что в первую очередь означает увеличение в разы зарплат работникам (деньги!!).
Очевидный способ найти необходимые деньги - налоговая реформа, одним из обязательных пуктов которой будет существенное увеличение ставки налогов. Т.е. не с 13% до 15%, а до 25%-30% (цифры взяты мной с потолка, просто для иллюстрации масштабов личного вклада).
Как много лично Вы готовы платить за то, чтобы постороняя мама могла в любой момент, когда почувствует такую необходимость, реализовать любое свое право, в том числе и право на отдых (сходить на день в спа-салон или поехать на курорт на недельку)? - я специально утрирую, беря право на отдых, а не осуществление жизненно важной потребности, но отдыхать мать тоже должна.
Предвижу, что именно таким будет первый аргумент противников данной реформы: "почему я должен (должна) жертвовать столь многим ради прихоти постороннего мне человека?!"
[Я также не буду отдельно писать про случай серой зарплаты - так как это ханжество и фарисейство - уклоняться от исполнения в полном объеме своих общественных обязанностей и требуя от остального общества эти обязанности исполнять - см. второе условие задачи]

Вариант второй, прямых финансовых расходов от членов общества не предусматривающий: система, аналогичная всеобщей воинской повинности - назовём её всеобщей социальной повинностью (ВСП).
1. Совершеннолетние граждане, не имеющие своих детей от 0 до 18 лет, обязаны какое-то время (например, две недели в год) отработать в описанной выше системе.
2. Эти недели или не оплачиваются вообще или оплачивается символически (аналогично соответствующим пособиям для матерей - после полутора лет ребёнка почти всё - за свой счет). Как вы договоритесь об эти двух неделях с работодателем - аналогично нынешней ситуации с декретом и наличием детей (т.е. "белые фирмы" держат за Вами место и что-то платят, а "серые" - посылают в отпуск за свой счет, в счет очередного отпуска или вообще увольняют).
3. Если Вы вдруг заболели, то эти две недели обязаны отработать, они с Вас не спишутся по этой причине.
4. Выбор времени, когда эти две недели отработать, не вполне свободен - понятно, что в какой-то год Вас могут обязать работать летом или в Новый год, хотя лично Вам хотелось бы поехать в отпуск на дачу или ещё куда.
5. Выбор места "службы" тоже не вполне свободен - с одной стороны, человека без мед. образования не очень разумно посылать к больному, но пожелания "социальнообязанного" учитываются по возможности. Т.е. в принципе - скажут "детдом" - работаешь в детском доме, скажут "летний лагерь" - едешь и пасёшь детей, скажут "в хоспис нянечкой/медбратом" - идешь мыть полы и попы.
6. Естественно, будут граждане, этой обязанности не подлежащие (как и сейчас с армией) - люди, воспитывающие собственных детей от 0 до 18 (при этом родитель/член "большой семьи", не живущий в семье (например, бывший супруг после развода, бабушки-дедушки-дяди-тёти и прочие), от повинности не освобождается совсем, но может иметь некую льготу - отработать неделю, а не две, или отработать их со своими детьми/внуками/племянниками), пенсионеры (участвовать будут только те, которые сами пожелают - волонтеры), инвалиды (не имеющие физической возможности по состоянию здоровья) и маргиналы (сюда внесу заключенных, наркоманов, алкоголиков, бомжей, психически больных и т.п.).
Т.е. лично Вы в какой-то заметный период своей жизни этой повинности подлежать будете.
7. В принципе, можно предусмотреть систему "индульгенций" - оплаты определённой суммы денег вместо работы. Не секрет, что есть люди, которые просто по складу характера "противопоказаны" такой системе, вот пусть они и откупаются. Сумма должна быть достаточно существенной и не привязанной к размеру зарплаты (чтобы не было соблазна увести часть дохода "в тень"), а также должна быть возможность индексации этой суммы в зависимости от экономических условий (как сейчас с материнским капиталом) - мне думается, что 50 000 - 100 000 руб (2000-3000$) в год будут достаточной альтернативой двум неделям описанной выше работы.
8. Уклонение от ВСП должно быть наказуемым административно (обязательно), причем не только штрафами, но и непременной посылкой на принудительные общественно-полезные работы, пусть и не в эту систему (а, например, дворником, мусор собирать с палкой-тыкалкой, как в американских фильмах часто показывают).

Какие минусы вижу я:
1. Лично я думаю, что здесь сложится ситуация, аналогичная нынешней ситуации с армией - все будут пытаться любой ценой отмазаться, причем не за деньги (хотя это разрешенный способ). Что более чем печально :(
2. Опять же по аналогии с современной (российской) армией, но намного более серьёзно: дедовщина. Ситуации, когда существует кто-то беспомощный (в данном случае чужой ребёнок) и посторонний сильный, облечённый некоей властью, потенциально могут быть опасны насилием психологическим или физическим. Отсюда -
3. Сложность контроля качественного исполнения ВСП. Понятно, что к каждому "с-обязанному" на всё время "службы" сотрудника опеки не приствишь. Судить _только_ на основании отзывов "подопечных" тоже не всегда будет верно.

Плюсы, "встроенные" в систему:
1. Легкость масштабирования как "в плюс", так и "в минус" как в плане новых пользователей, так и в плане новых "призывников".
При необходмости в систему минимальными средствами могут быть включены как новые группы подопечных (пенсионеры, инвалиды, пациенты больниц и хосписов, сироты), так и новые "с-обязанные": например, при необходимости можно ограниченно привлекать подростков 14-18 лет (в 14 лет в РФ выдают паспорт, отсюда и этот возраст) - предположим, на неделю, а не на две, и на ограниченный список работ. Также, думаю, на некоторых работах допустимо использовать заключенных.
Можно рассмотреть возможность опять же ограниченного привлечения "недавних" пенсионеров, т.е. тех, кто находится на пенсии менее трех (предположим) лет - разница между 55-летней женщиной и 58-летней не столь категорична, как между 58-летней и 70-летней. Хотя это мне видится только на примере окружающих меня мам-пенсионерок (моей, мужа, подруг). С мужчинами ситуация не столь очевидна - они выходят на пенсию в 60 лет (в РФ). С одной стороны, 63 - это не предел жизне- и дееспособности, но всё равно многовато для выполнения общественного долга. Как вариант, можно попытаться исправить эту "пенсионную несправедливость", ограничив максимальный возраст ВСП 58-ю годами, таким образом, мужчины за два года перед пенсией от этой обязанности будут освобождены, а женщины три вполне активных года после пенсионной черты будут "социальными призывниками"
Масштабирование же "в минус" осуществляется банальным принятием соответствующего закона: "С 1 января 2... года срок всеобщей социальной повинности устанавливается сроком на 10 дней в год". И всё.

2. Легкость включения в систему любых членов общества, в том числе и мужчин, которые именно на это и будут напирать - "мы _этого_ не умеем". Даже для работы в изначальном варианте системы (т.е. "только для мам") опыт общения с детьми не всегда обязателен: принести из магазина покупки по списку (или просто помочь донести сумки) может любой. Грубая мужская сила нужна в хозяйстве чаще, чем это может показаться. Да и банально, отвезти на машине маму с ребёнком туда, куда им нужно, или просто выступить в качестве сопровождающего и дополнительной пары рук при том же походе в поликлинику - это может каждый(-ая).


Вот так это видится мне. Система социально справедлива - с-обязаны и мужчины и женщины в одинаковом возрастном диапазоне. Взяткоёмкость минимальна - есть официальная возможность заплатить и отмазаться. Воспитание собственных детей естественным образом от ВСП освобождает (именно воспитание при совместном с детьми проживании). "Подопечность" этой системе - строго добровольна, смотрим первый пункт условий.

Чего я не учла?