dark_seven (dark_seven) wrote,
dark_seven
dark_seven

Category:

Принцип уменьшения зла

Ну что, на актуальную тему я высказалась, теперь хочу поговорить о вечном фиках по Гарри Поттеру.

Читая фики, часто замечаю разницу в подходах фикрайтеров "наших" (русскоязычных) и "не-наших" (условно западных, пишущих на английском). "Наши" чаще сосредоточены на восстановлении справедливости, причем, довольно агрессивном, когда добро ставит зло на колени и жестоко убивает глумится на ним. "Не-наши" чаще пишут про устоявшуюся жизнь, про отношения, про психологию и достижение своего личного счастья, и вообще стараются уменьшить количество негатива и/или отрицательных персонажей. Это не стопроцентное правило, конечно, но тем не менее.
Для примера хочу взять "наш" цикл "Мы, аристократы" Бастет и "не-наш" фик "О пользе старых законов" ulktante (переведенная часть на фикбуке, остальное - по ссылке на оригинал). Первый ещё не закончен, второй я ещё не дочитала (но дошла уже до последней трети), так что они в равном положении у меня: и там, и там сюжет ещё может вывернуться как-то уж совсем неожиданно, но общая линия уже довольно ясна.
Сразу скажу, что оба фика мне нравятся. Это отличные, хорошо проработанные миры, с большим количеством персонажей, со своим объяснением событий и исправлением логических несостыковок канона, написанные хорошим языком (который даже гуглоперевод не может испортить). Тем заметнее разница.

Если кто не читал, то я по ходу буду спойлерить кратко пересказывать нужные мне сюжетные ходы. Ну и первый - это соотношение Гарри и Волдеморта в Гарри.
В "Законах" всё канонично: Гарри - хоркрукс Волдеморта, в мальчике содержится часть (небольшая) души Тома (Марволо), тем не менее, Гарри - это Гарри, полностью самостоятельная личность во всех отношениях. В "Аристократах" же осколок личности Волдеморта полностью заместил Гарри после особо жестокого инцидента с Верноном (маленький Гарри Поттер умер в больнице, а хоркрукс активизировался), то есть по сути вся следующая эпопея - это уже не про Гарри, хотя в первых частях это имя еще используется. Но уже в шестой книге, общаясь с освобожденными из Азкабана ПСами, "Гарри" открыто признает себя Томом Реддлом.
Ничего не имею против этого варианта, но всё же именно Гарри Поттер - мой любимый персонаж в каноне. Я, конечно, предпочитаю варианты "сильного" Гарри, "тёмного" Гарри и прочие фандомные штампы отступления от описанного в книгах характера, поэтому такая подмена главного героя не может меня не печалить. Ну и в целом, мне кажется, что это довольно жестокий ход - ради того, чтобы показать, насколько хорош твой любимый персонаж (ТМР), вообще избавиться от "лишнего" ребёнка... нну, это как-то так себе. (При этом я не возражаю против фикситов Волдеморта и деланья именно его главным героем)

Второе заметное отличие - это количество и качество антагонистов. В "Аристократах" просто К-комбо: и дамбигад, и уизлигады (все, поголовно). Причем, по ходу действия гадов становится всё больше и больше: и Гермиону из подруги делают гадиной, и Снейп из вполне союзника быстро превращается в гада, и изначальный сторонник и почти-друг Драко тоже становится скорее гадом, чем сторонником, и даже Невилл тоже уже не торт слишком слабоволен, чтобы считаться если не другом, то хотя бы подходящим соратником... (Про Сириуса Блэка - просто не помню точно, а рыться в шести частях не очень хочется сейчас). В общем, чем дальше, тем приличных людей волшебников становится меньше (среди людей магглов приличных изначально - единицы), только самые-самые нужные или дети малые, с самого начала попавшие под правильное крыло покровительство Гарри. Ну и разумеется, на этом фоне единственный выход - делать "Гарри" всё более и более могущественным и сияющим, потому что ему приходится тащить на себе весь сюжет и всю миссию.
В "Законах" по сравнению с этим - просто мир розовых пони и праздник дружбы какой-то! Гермиона - остаётся верной подругой, Рон - канонично дуется вначале (не долго), но со временем перестаёт сучиться козлить и уверенно встает на сторону Гарри, поддерживая его. Снейп - окончательно выбирает сторону и налаживает отношения с Гарри. Марволо, чтобы стать Лордом Слизерином, усыновляет Гарри, и тому приходится налаживать отношения с ровесниками-слизеринцами. При этом не только ранее нейтральный Теодор Нотт показан неплохим парнем, но даже Драко, которому ради политических выгод отец приказал наладить отношения, тоже пытается (и небезуспешно) исправить их взаимоотношения. Они не становятся лучшими дружочками, всё ж четыре предыдущих года никуда не деть, но нормально говорить друг с другом уже могут. Семья Уизли - на удивление адекватна, и даже Молли, которая не может забыть смерть двух братьев от рук ПСов Волдеморта, ради Гарри (а потом и Билла) держится настолько вежливо, насколько это возможно. Макгонагалл - хороша и выполняет свои обязанности декана и замдиректора так справедливо, что придраться можно, но сложно. Сириус Блэк и Марволо ради Гарри поддерживают внешне приличные отношения, хотя Сириус, конечно, бесится несказанно из-за смерти Джеймса и Лили, и наедине сдерживается с трудом, даже не всегда давая себе труд быть вежливым.
И даже Дамблдор, который здесь выступает основным врагом, совершенно искренне убежден, что стремиться к власти ради благой цели просто невозможно, в принципе. Раз стремишься - значит, задумал что-то злое. Паранойя, конечно, но обусловленная личным жизненным опытом (Гриндевальдом в большей степени, ну и Волдемортом потом уже в довесок).
Из откровенно безнадежных - только Амбридж и сошедшая с ума Белла, которую, кстати, не сразу списали, а сначала попытались вернуть в адекватное состояние. Даже с Дамблдором ещё не всё решено.
Говорить можно долго, но замечу ещё, что в "Законах" министерство и Визенгамот - те ещё сборища бюрократов, конечно, но бюрократов профессиональных, которые могут быть и быстрыми, и эффективными, когда надо, а аврорат (и конкретные авроры) - вообще крепкие профессионалы почти все, и поставленные перед ними вопросы решают как это ни удивительно для нас и даже виновных в преступлениях находят вполне быстро и по процедуре.

Теперь о миссии. В обоих работах Волдеморт хочет спасти магический мир от вымирания и от магглов, но отказывается от пути террора, выбирая политические интриги. Основная цель - увеличение поголовья численности волшебников. Идеология - верность традициям Рода и магии. Внезапно, но у обоих авторов цели удивительно похожи и удивительно каноничны. Теперь о мерах по их достижению.
В "Аристократах" автор считерила скинула с Гарри (Тома) магический мир: спасать (уводить из нашей жестокой реальности в новый сияющий параллельный магический мир) он собирается только своих верных вассалов и союзников, а остальные пусть крутятся сами, как хотят, и сами выживают (или умирают), когда существование магического мира перестанет быть тайной для всего остального человечества. (Здесь, кстати, весьма хорошо проработан обоснуй, почему обнаружение магмира неизбежно.)
В "Законах" речи о падении Статута Секретности (а, следовательно, и о спасении от магглов) не ведётся вообще, здесь все сосредоточены на увеличении численности волшебников и восстановлении традиций старых магических родов. Для этого всем сторонниками Тёмного Лорда приказано жениться (выйти замуж) в течение года и родить как минимум /или ещё/ по одному ребёнку. Тем, кто в силу разных причин не может этого сделать, - усыновлять (вводить в Род) волшебников-сирот. Здесь ещё выясняется, что маглорожденные волшебники являются потомками изгнанных из маг-мира сквибов (это ещё не доказано, но есть три примера из трёх, которые позволяют сделать такое предположение), поэтому старые семьи, в которых молодое поколение погибло в последнюю магическую войну, начинают перерывать хроники своих Родов, чтобы пытаться найти дальних родственников среди обычных людей. Один из ОМП, Ксеркс Лестрейндж (отец Родольфуса и Рабастана) организует школу для сквибов и магглорожденных маленьких волшебников, забирая их из приютов или разыскивая среди беспризорников на улицах. Программа школы предусматривает знакомство с маг-миром и традициями волшебников. Детям-волшебникам постепенно делают маго-генетические тесты, чтобы определить в те Семьи, потомками которых они являются. Детей-сквибов учат тем предметам, которые они могут и без магии делать, чтобы остаться в магическом мире.
В "Аристократах" сквибы - это наказание Магии за отступление от традиций чистокровных (соответственно, в плане размножения они безнадёжны). Жениться и рожать детей - обязанность перед Родом. Свадьба - сразу после школы (в идеале), девственность при вступлении в брак - обязательна (немного исправляет ситуацию то, что для юноши девственность тоже практически обязательна и очень-очень приветствуется). Еще одна симпатичная деталь - верность партнеру в браке и взаимное уважение. Ну и рожать-рожать-рожать. Поэтому, кстати, гомосексуальность - это мерзкое извращение весьма и весьма постыдное явление, свидетельство развращенности нравов под влиянием плодящихся как кролики магглов. Не спрашивайте меня про логику. Гомосексуальность - это маггловское извращение законов Магии, да. И безудержно размножающиеся магглы, предавшие Магию, одновременно. Ну вот так :nope:
В "Законах" свобода сексуального поведения (несколько лет кутить после школы перед браком) - это норма. Бисексуальность - это норма (там через одного герои не могут решить, кто им больше нравится - мальчики или девочки :lol: ), и гомосексуальность - норма. Уже упоминавшийся Ксеркс Лестрейндж спокойно отнёсся к тому, что его старший сын предпочитает мужчин: младший же женился? - женился. Род есть кому продолжить? - есть. Расслабляемся. (Про отсутствие детей у Беллы и Родольфуса и про то, как Лестрейнджи здесь выкрутились я не буду пересказывать, но всё у них получилось ;-) ). К тому же, по заданию Марволо, Снейп дорабатывает волшебное зелье, которое не закончил Салазар Слизерин, позволяющее двум волшебникам-мужчинам иметь генетически общего ребёнка от суррогатной матери.
Контраст разителен.

Теперь про воздаяние за дела скорбные и про восстановление справедливости. Это весьма важный вопрос, так как в каноне очень много конфликтов на протяжении нескольких поколений, семейных расколов, предательств и убийств.
В "Аристократах" сияющий Гарри курощает своих недругов одного за другим. И если в начале это ещё как-то заслуженно и справедливо (очень уж там неприятные Снейп и Рон Уизли), то чем дальше - тем больше. Один за другим те, кто с Гарри не согласен, получают кармическое наказание от Магии и проникаются собственным ничтожеством. Самым нужным небезнадежным предоставляется возможность осознать свою неправоту и покаяться, получить прощение и дальше усердно работать на благо. Остальным - сожалеть по углам об упущенных возможностях для Спасения. (При этом я выше писала, что "Аристократы" мне нравятся. Да, такое вот раздвоение. То, как Гарри с союзниками меняют магический мир, написано очень интересно. А противники неприятны настолько, что их наказание, действительно, выглядит заслуженным.)
В "Законах" всё более гуманно. Марволо перед всем магическим миром выставляет себя жертвой древнего проклятья и публично раскаивается, а используя лазейку в старых законах (в Магической Британии тоже прецедентное право) получает постановление Визенгамота о том, что он не несет ответственности за всё, совершенное им до обретения тела на кладбище (после Турнира, где погиб Седрик). Для своих сторонников он - по-прежнему Тёмный Лорд, перед которым ещё надо преклонять колени (но уже можно не ждать круцио). Разумеется, не всем волшебникам отшибает память из-за забытого закона, поэтому Марволо, Лорду Слизерину, приходится делами доказывать своё "раскаяние". Он усыновляет Гарри и начинает заботиться о нём и защищать его, он спасает жизнь Биллу Уизли, он избавляет Дамблдора от проклятья, вызванного кольцом Гонтов, он даёт показания, помогающие освободить Сириуса, он помогает выяснить судьбу волшебников (найти тела, в основном), пропавших во время последней Магической, чтобы семьи могли их нормально оплакать. Он работает в Визенгамоте над законами об оборотнях и помогает Ксерксу Лестрейнджу с его школой для магглорожденных и сквибов. Он спонсирует исследования Снейпа с его зельем двух отцов. Наконец, он ищет способы вернуть к нормальной жизни тех своих верных последователей, которые были в Азкабане. При этом ему надо наладить отношения с Гарри (Генри) Поттером-Слизерином, который сейчас-то его сын и Наследник, но за предыдущие четырнадцать лет он убил его родителей и самого его чуть не угробил трижды - задача нетривиальная, Гарри тоже память не отшибло.
Здесь не могу не сказать, что те преобразования, которые в "Аристократах" занимают месяцы и годы, в "Законах" спрессованы в дни и недели. Это, конечно, весьма снижает уровень психологической достоверности и драматизма. Недостаток, но, имхо, простительный, тем более, что описание сомнений и метаний есть для каждого героя, оказавшегося перед конфликтом лояльностей: и для Гарри, и для Сириуса, и для Снейпа, и для всех-всех-всех остальных (даже Аластора Грюма). И даже Марволо, к которому постепенно и небезболезненно возвращаются эмоции и чувства, тоже тихо психует.

В общем, мне очень интересно, чем в итоге закончатся обе работы. Пока мне очень симпатичны "Законы" своими этическими посылами и тем самым "принципом уменьшения зла", который вынесен в заголовок. "Аристократы" же очень интересными обоснуем и своими практическими решениями.
Tags: Гарри Поттер, книги, подумалось, фанатское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments