Читая фики, часто замечаю разницу в подходах фикрайтеров "наших" (русскоязычных) и "не-наших" (условно западных, пишущих на английском). "Наши" чаще сосредоточены на восстановлении справедливости, причем, довольно агрессивном, когда добро ставит зло на колени и
Для примера хочу взять "наш" цикл "Мы, аристократы" Бастет и "не-наш" фик "О пользе старых законов" ulktante (переведенная часть на фикбуке, остальное - по ссылке на оригинал). Первый ещё не закончен, второй я ещё не дочитала (но дошла уже до последней трети), так что они в равном положении у меня: и там, и там сюжет ещё может вывернуться как-то уж совсем неожиданно, но общая линия уже довольно ясна.
Сразу скажу, что оба фика мне нравятся. Это отличные, хорошо проработанные миры, с большим количеством персонажей, со своим объяснением событий и исправлением логических несостыковок канона, написанные хорошим языком (который даже гуглоперевод не может испортить). Тем заметнее разница.
Если кто не читал, то я по ходу буду
В "Законах" всё канонично: Гарри - хоркрукс Волдеморта, в мальчике содержится часть (небольшая) души Тома (Марволо), тем не менее, Гарри - это Гарри, полностью самостоятельная личность во всех отношениях. В "Аристократах" же осколок личности Волдеморта полностью заместил Гарри после особо жестокого инцидента с Верноном (маленький Гарри Поттер умер в больнице, а хоркрукс активизировался), то есть по сути вся следующая эпопея - это уже не про Гарри, хотя в первых частях это имя еще используется. Но уже в шестой книге, общаясь с освобожденными из Азкабана ПСами, "Гарри" открыто признает себя Томом Реддлом.
Ничего не имею против этого варианта, но всё же именно Гарри Поттер - мой любимый персонаж в каноне. Я, конечно, предпочитаю варианты "сильного" Гарри, "тёмного" Гарри и прочие
Второе заметное отличие - это количество и качество антагонистов. В "Аристократах" просто К-комбо: и дамбигад, и уизлигады (все, поголовно). Причем, по ходу действия гадов становится всё больше и больше: и Гермиону из подруги делают гадиной, и Снейп из вполне союзника быстро превращается в гада, и изначальный сторонник и почти-друг Драко тоже становится скорее гадом, чем сторонником, и даже Невилл тоже уже
В "Законах" по сравнению с этим - просто мир розовых пони и праздник дружбы какой-то! Гермиона - остаётся верной подругой, Рон - канонично дуется вначале (не долго), но со временем перестаёт
И даже Дамблдор, который здесь выступает основным врагом, совершенно искренне убежден, что стремиться к власти ради благой цели просто невозможно, в принципе. Раз стремишься - значит, задумал что-то злое. Паранойя, конечно, но обусловленная личным жизненным опытом (Гриндевальдом в большей степени, ну и Волдемортом потом уже в довесок).
Из откровенно безнадежных - только Амбридж и сошедшая с ума Белла, которую, кстати, не сразу списали, а сначала попытались вернуть в адекватное состояние. Даже с Дамблдором ещё не всё решено.
Говорить можно долго, но замечу ещё, что в "Законах" министерство и Визенгамот - те ещё сборища бюрократов, конечно, но бюрократов профессиональных, которые могут быть и быстрыми, и эффективными, когда надо, а аврорат (и конкретные авроры) - вообще крепкие профессионалы почти все, и поставленные перед ними вопросы решают
Теперь о миссии. В обоих работах Волдеморт хочет спасти магический мир от вымирания и от магглов, но отказывается от пути террора, выбирая политические интриги. Основная цель - увеличение
В "Аристократах" автор
В "Законах" речи о падении Статута Секретности (а, следовательно, и о спасении от магглов) не ведётся вообще, здесь все сосредоточены на увеличении численности волшебников и восстановлении традиций старых магических родов. Для этого всем сторонниками Тёмного Лорда приказано жениться (выйти замуж) в течение года и родить как минимум /или ещё/ по одному ребёнку. Тем, кто в силу разных причин не может этого сделать, - усыновлять (вводить в Род) волшебников-сирот. Здесь ещё выясняется, что маглорожденные волшебники являются потомками изгнанных из маг-мира сквибов (это ещё не доказано, но есть три примера из трёх, которые позволяют сделать такое предположение), поэтому старые семьи, в которых молодое поколение погибло в последнюю магическую войну, начинают перерывать хроники своих Родов, чтобы пытаться найти дальних родственников среди обычных людей. Один из ОМП, Ксеркс Лестрейндж (отец Родольфуса и Рабастана) организует школу для сквибов и магглорожденных маленьких волшебников, забирая их из приютов или разыскивая среди беспризорников на улицах. Программа школы предусматривает знакомство с маг-миром и традициями волшебников. Детям-волшебникам постепенно делают маго-генетические тесты, чтобы определить в те Семьи, потомками которых они являются. Детей-сквибов учат тем предметам, которые они могут и без магии делать, чтобы остаться в магическом мире.
В "Аристократах" сквибы - это наказание Магии за отступление от традиций чистокровных (соответственно, в плане размножения они безнадёжны). Жениться и рожать детей - обязанность перед Родом. Свадьба - сразу после школы (в идеале), девственность при вступлении в брак - обязательна (немного исправляет ситуацию то, что для юноши девственность тоже практически обязательна и очень-очень приветствуется). Еще одна симпатичная деталь - верность партнеру в браке и взаимное уважение. Ну и рожать-рожать-рожать. Поэтому, кстати, гомосексуальность - это

В "Законах" свобода сексуального поведения (несколько лет кутить после школы перед браком) - это норма. Бисексуальность - это норма (там через одного герои не могут решить, кто им больше нравится - мальчики или девочки

Контраст разителен.
Теперь про воздаяние за дела скорбные и про восстановление справедливости. Это весьма важный вопрос, так как в каноне очень много конфликтов на протяжении нескольких поколений, семейных расколов, предательств и убийств.
В "Аристократах" сияющий Гарри курощает своих недругов одного за другим. И если в начале это ещё как-то заслуженно и справедливо (очень уж там неприятные Снейп и Рон Уизли), то чем дальше - тем больше. Один за другим те, кто с Гарри не согласен, получают
В "Законах" всё более гуманно. Марволо перед всем магическим миром выставляет себя жертвой древнего проклятья и публично раскаивается, а используя лазейку в старых законах (в Магической Британии тоже прецедентное право) получает постановление Визенгамота о том, что он не несет ответственности за всё, совершенное им до обретения тела на кладбище (после Турнира, где погиб Седрик). Для своих сторонников он - по-прежнему Тёмный Лорд, перед которым ещё надо преклонять колени (но уже можно не ждать круцио). Разумеется, не всем волшебникам отшибает память из-за забытого закона, поэтому Марволо, Лорду Слизерину, приходится делами доказывать своё "раскаяние". Он усыновляет Гарри и начинает заботиться о нём и защищать его, он спасает жизнь Биллу Уизли, он избавляет Дамблдора от проклятья, вызванного кольцом Гонтов, он даёт показания, помогающие освободить Сириуса, он помогает выяснить судьбу волшебников (найти тела, в основном), пропавших во время последней Магической, чтобы семьи могли их нормально оплакать. Он работает в Визенгамоте над законами об оборотнях и помогает Ксерксу Лестрейнджу с его школой для магглорожденных и сквибов. Он спонсирует исследования Снейпа с его зельем двух отцов. Наконец, он ищет способы вернуть к нормальной жизни тех своих верных последователей, которые были в Азкабане. При этом ему надо наладить отношения с Гарри (Генри) Поттером-Слизерином, который сейчас-то его сын и Наследник, но за предыдущие четырнадцать лет он убил его родителей и самого его чуть не угробил трижды - задача нетривиальная, Гарри тоже память не отшибло.
Здесь не могу не сказать, что те преобразования, которые в "Аристократах" занимают месяцы и годы, в "Законах" спрессованы в дни и недели. Это, конечно, весьма снижает уровень психологической достоверности и драматизма. Недостаток, но, имхо, простительный, тем более, что описание сомнений и метаний есть для каждого героя, оказавшегося перед конфликтом лояльностей: и для Гарри, и для Сириуса, и для Снейпа, и для всех-всех-всех остальных (даже Аластора Грюма). И даже Марволо, к которому постепенно и небезболезненно возвращаются эмоции и чувства, тоже тихо психует.
В общем, мне очень интересно, чем в итоге закончатся обе работы. Пока мне очень симпатичны "Законы" своими этическими посылами и тем самым "принципом уменьшения зла", который вынесен в заголовок. "Аристократы" же очень интересными обоснуем и своими практическими решениями.