?

Log in

No account? Create an account

Вт, 16 янв, 2018, 19:10
О культуре массовой и не для всех.

Давно хочу написать о "культуре" массовой и культуре "не для всех", элитарной, но то времени нет, по повода... А сегодня, читая по цепочке посты shakko_kitsune, я наткнулась на фразу, которая меня поразила до самой глубины души: "...Или вот фильмы по комиксам "Марвел" -- знаю я нескольких людей, которые пропустили начало темы, и сейчас вообще не въезжают, говорят, что невероятный бред эта киновселенная..." (вот здесь).
Ну и - не могу больше молчать! хочу, наконец, высказать то, что я думаю на эту тему. Я пока не знаю, что у меня выйдет в итоге, но о противопоставлении массовой и элитарной культуры я задумалась - и кто бы мог подумать? - в контексте MCU (Marvel Cinematic Universe) и Вселенной DC на примере фильма "Бэтмен против Супермена".
Сразу хочу сказать: меня до темноты в глазах бесят те искусствоведы и критики, которые, вот как здесь, презрительно оттопыривают мизинчики и кривят губу ("в «форсажах» или «мстителях» завязнешь"), противопоставляя "серьезное", фестивальное и/или арт-хаусное кино голливудским блокбастерам. При этом априори считается, что первое - это круто, а второе - так, тупая деньговыжималка из идиотов весьма недалёких людей. Далее пишу вам с орбиты Плутона
Я, разумеется, не согласна с таким презрительным отношением к тому, что принято называть "голливудским блокбастером". Точно так же я не понимаю и претензий к Диснею - "вот, он скупил всё на свете, и теперь настоящее кино закончилось, у нас только и будут, что глупые детские мультики и киношечки, а великие идеи исчезнут в принципе".
Даже если не использовать аргумент "сначала добейся"... хотя, почему бы его и не использовать? Снимите сначала хоть что-нибудь уровня голливудского блокбастера или Диснея, а потом можно и попрезирать и тех, и других, и их зрителей оптом заодно. Но вот действительно - сначала добейтесь.
Я уже краем касалась этой темы в некоторых предыдущих постах на тему кино, но повторюсь: мне, в принципе, очень заходят и те идеи, которые создатели вкладывают в свои (мульт)фильмы, и то, как они это оформляют внешне.
Конечно, моя личная кино-подборка весьма специфична: во-первых, это Голливуд, а во-вторых, это или мультфильмы (современные сказки) или комиксы (современный эпос). И сказки, и эпосы - это такие жанры, которые в первую очередь развлекалочки, но во вторую очередь - "мудрость поколений" предназначены для воспитания, явного или не очень, детей и юношества тех, кто постарше. Единственное моё исключение в прошедшем году - это "Одарённая" ("Gifted"), которую, я считаю, в обязательном порядке надо смотреть всем родителям.
Что касается вложенных идей и смыслов, то, если брать последние мною просмотренные вещи, получится примерно следующее:
- пацифист принуждён участвовать в поединке, который - по определению - заканчивается смертью одного из участников. Причем, главгерой, даже без учета своих убеждений, участвует на той стороне, которая обречена на проигрыш (и это - детский мультик, "Фердинанд"! [Спойлер]На сцене, где Фердинанд на арене отказывается атаковать матадора, а тот берёт рапиру и подходит, чтобы нанести удар, - зал реально не дышал, тишина была мертвая! Даже с учетом того, что больше половины зрителей - весьма маленькие дети);
- Люк Скайуокер (= символ Света), который разочаровывается в философии своего ордена настолько, что сознательно решает стать последним джедаем, чтобы орден канул в Лету, так как "Джедаи не нужны галактике! На пике своего могущества они вырастили Императора!"(= воплощение Тьмы)
- в тех же "Последних джедаях" до логического предела доводится и основная тема предыдущего фильма, "Изгоя-1" (который, кстати, тоже многими был обруган), тема рядовых повстанцев, которые уже просто бегут всё дальше и дальше, теряя одного за другим, умирая и умирая, а Империя Зла всё стоИт и стоИт. Пусть не ситхи, а Первый Орден, но идеалы Республики оказываются невостребованы в обществе настолько, что [спойлер]на личный сигнал SOS Леи не отзывается никто. Вообще.
Ну и раз уж я обещала пример из ДиСи, то
- "Бэмен против Супермена": тема создания Бога людьми и тема богоборчества. В полный рост. Со всех сторон. Когда изначально светлое существо в итоге ненавидят и хотят уничтожить все: и простые люди, и само Зло (Лекс Лютор, но ему, ладно, по должности положено) и борцы со Злом (Бэтмен).
Да тот же самый Марвел! В моих любимых "Мстителях" открытым текстом общество ("простые люди") и власть (в лице Госсекретаря США) транслирует героям: "не спасли вообще всех = виновны в этих смертях наравне с террористами!" Все предыдущие заслуги (а там, я напоминаю, спасение мира в анамнезе) - обнулены. И ведь Герои принимают эти упрёки! Они же герои, они хорошие люди, они и так чувствуют вину за то, что, да, не спасли всех, да, не успели... Но если хоть чуть-чуть подумать - это же ужас! Получается, что безопаснее не делать вообще ничего, даже не светить своё существование. Потому что как только ты вылезешь хоть с малейшим добрым делом, тебя не только обяжут делать всё более масштабные добрые дела, спасать всё больше людей от всё более серьезных опасностей, но и первым обвинят в любом неидеальном исходе. Но ты не можешь сидеть на попе ровно, ведь у тебя "большая сила - это большая ответственность! я же не имею права просто сидеть, если могу сделать хоть что-то, сделать так, чтобы было лучше!"((с) Питер Паркер) И всегда найдется мудак Вижн в белом пальто, который скажет, что "у меня есть теория: само существование супер-героев побуждает Мироздание создавать всё более и более сильное Зло для борьбы с ними". Так что умрите все!


Но это всё частности, конкретные примеры, а если снова возвращаться к противостоянию "культура массовая" vs "элитарная культура", то мне очень нравится постмодернизм. В котором мы, к счастью, сейчас и живем. Во-первых, разнообразием, во-вторых, идеей, в-третьих, свободой. Хочешь - ешь, хочешь - не ешь.
Нравится заморачиваться искать везде смысл и тайные знаки - вот они, где хочешь, сколько хочешь, какие хочешь. Ничто не ново под луной, в мировой истории было уже всё, во что ни ткни - хоть в какой-нибудь культуре это да обладает тайным смыслом, а в разных культурах эти смыслы ещё и могут быть разными... В зависимости от объема знаний, в одной и той же картинке можно либо вообще ничего не увидеть, а можно увидеть второй слой. А можно третий. А можно десятый, и с каждым новым слоем одна и та же картинка может означать разные вещи, которые, взаимодействуя, могут как раскрывать бездну смыслов, один за другим, так и полностью отрицать смысл друг друга. (Привет, "Последний богатырь!") Как пресловутый "Черный квадрат" (за который идут вечные срачи) может значить что угодно: от куска картона, до нелепости переоцененного эстетствующими идиотами, до воплощения Непознаваемого Абсолюта в минимуме средств. Но вот насильно бегать за тобой, как в школе, и долдонить "вот здесь у нас так, а тут - этак" никто не будет. Ты - взрослый человек, поэтому хочешь - видишь только пыщ-пыщ и гордишься тем, какой ты уникальный, что презираешь это пустое зрелище. Хочешь - просто наслаждаешься красивой картинкой, спецэффектами и кучей шикарных мужиков топлесс (Спасибо, Марвел, за наше счастливое настоящее!). Хочешь - смеешься над взрывами в космосе, со звуком и пламенем. Хочешь - сидишь и выпадаешь в осадок от того, какие философские бездны перед тобой разворачиваются.

Пожалуй, это всё.