Короче, словами папеньки, "ни одна из них ничем особенным не блещет. Глупенькие и невежественные, как положено юным барышням. Тем не менее у Лиззи больше живости ума, чем у ее сестриц".
На протяжении книги трое выходят замуж. Лидия, любимица матери, выходит замуж со скандалом ("по залёту", как сказали бы сейчас). Джейн и Лиззи (любимица отца и автора) - счастливо, по любви, каждая за мужчину своей мечты.
А вот судьба двух оставшихся дочек показательна. Глупенькую, плаксивую, невежественную, слабохарактерную, но хорошенькую Китти, "к ее очень заметной пользе", берут под крыло старшие сестры, которые в своем новом качестве уважаемых светских дам (а не бесприданниц, которые вот-вот перейдут в разряд старых дев) произвели в характере младшенькой "весьма значительные перемены к лучшему".
Мэри же осталась с маменькой один на один. И на самом деле именно ее будущее выглядит самым печальным: неумная, необразованная и некрасивая, она оказалась в обществе женщины "очень недалекой, невежественной, со вздорным характером", чьими радостями были только "визиты и пересуды". Папенька и прежде ее не жаловал, а теперь и вовсе умыл руки, проводя значительную часть своего времени с любимой дочкой и ее достойным мужем. Джейн и Лиззи являют собой образец добродетелей, но даже Джейн, которая во всех видела только хорошие черты, не нуждается в занудной сестренке. Вот уж воистину, "герцогиня желает видеть рядом с собой хорошенькие мордашки" (это уже Анн и Серж Голон, "Анжелика").
Понятно, что Мэри не самая приятная особа. Особенно ей не повезло в экранизациях, из всех пятерых девушек именно она вызывает больше всего презрения и насмешек, хотя, по гамбургскому счету, уж Китти-то с Лидией она не уступает: она не красива, но хоть стремится стать лучше. Ее "беда, а не вина", что попытки не приносят успеха. Но что может сделать средняя женщина в плане самообразования в начале 19 века, если ее потуги никем не поддержаны, а наоборот, осмеяны со всех сторон? И если на пути бедной девушки случайно не встретится какой-нибудь мистер Коллинз, то после смерти папеньки ее судьба - быть приживалкой при старших сестрах. Даже дорога в гувернантки (что могло бы дать чувство самоуважения и нужности, а также хотя бы минимальную финансовую свободу) для племянников ей закрыта - высоким стандартам старших сестер она не удовлетворяет совершенно.
А вот теперь обещанный в заглавии феминизм (зря, что ли, в профильное сообщество попросилась ;) ): Да здравствуют равные возможности! Да здравствует образование (в т.ч. высшее) для женщин!
P.S. Самое интересное, что переоценка ценностей произошла буквально на этой неделе. До сих пор, на протяжении лет десяти-пятнадцати (с момента первого просмотра известного сериала), как и у подавляющего большинства, наверное, моей любимицей была Лиззи. Концовку романа я считала абсолютно правильной - что называется "всем сестрам по серьгам".
А тут задумалась, с кем из героев можно проассоциировать меня любимую? Джейн? - вот уж нет, змея + скорпион = диагноз ;)). Лиззи? - хотелось бы, но, надо быть честной хотя бы с самой собой... Оказалось, что пока я повторяю судьбу Шарлотты Лукас. Нет, жалеть меня не надо, я "сделала свой выбор с открытыми глазами", да и Щщассье вовсе не мистер Коллинз. Хотя и не мистер Дарси. И даже до мистера Бингли дотягивает с трудом, особенно когда лежит все выходные перед телевизором, хотя в день зарплаты!... (шутю это я так, шутю)
И ведь каждый год перечитывала этот роман, цитат вон надергала, практически с первого раза открывая нужные страницы, а только пинок по самолюбию заставил взглянуть на привычную вещь под другим углом.