?

Log in

No account? Create an account

Ср, 26 апр, 2017, 23:08
Об образовании

Пришла с родительского собрания в школе. Будущая учительница Кисы там обронила фразу: "Мне говорят, что я учу настолько хорошо, что как будто в советской школе. Мне так приятно это слышать!" А меня как-то выморозила эта фраза. Причем, настолько, что я уже хочу переводить ребёнка в другой класс. Если придумаю, как объяснить это Кире - учительницу выбирала она сама и уже полгода она мечтает учиться именно у неё.
Я уже привыкла к тому, что моё мнение по какому-либо вопросу либо просто не совпадает с мнением большинства, либо не совпадает совсем. Вот и по поводу качества советского образования у меня есть обоснованные сомнения.
Во-первых, все гуманитарные предметы (история и литература в первую очередь) были жутко идеологизированы. Даже с учетом того, что в первый класс я пошла в 85-ом году, я успела застать все "прелести" пропаганды: в каждом произведении и/или эпохе в первую очередь разбиралось то, как правящие классы угнетали крестьян и рабочих. Иметь мнение, отличное от мнения учителя - получить не выше "удовлетворительно". Т.е. инициативность, собственная точка зрения на события/произведение, умение своё мнение отстаивать - они не ценились от слова совсем. Наоборот, выделяешься - получи, инициатива наказуема. Даже в 11 классе (это 94-95 г.г.) на истории при сформулированном задании "напишите своё мнение по пакту Молотова-Риббентропа" нельзя было написать, что ты считаешь его "большой ошибкой во внешней политике СССР". Правильным ответом было "в тех условиях это было верным решением".
Или ещё фраза, из советского производственного романа: политрук рассказывает солдатам о славных боевых традициях русского народа, его великих победах. Один из несознательных слушателей спрашивает: "А как же громкие поражения? Цусимское, например?" На что получает: "Ты не путай - проигрывал не народ, проигрывало царское самодержавие". Это квинтэссенция, я считаю - мне так никто и не смог внятно объяснить, если генералы были одни и те же ("царские"), то почему если побеждал - то народ, а если проигрывало - то "самодержавие"??
Во-вторых, всякие "общественные" социальные науки (психология, политология, философия, социология и т.п.) - "вообще не науки". Ну и соответствующее отношение к преподаванию.
С высокими технологиями тоже особо не складывалось: как были с самого начала генетика с кибернетикой "продажными девками империализма", так и дальше оставались подозрительными и идеологически чуждыми. Производство отечественных микросхем - только для военных целей, потому что при существовавших технологиях добиться паритета в характеристиках с мировыми решениями можно было за счет очень дорогих материалов, сапфировых подложек, например. (Это уже ВУЗ, когда нам проектирование микросхем читали. И сюда же и феминистический перекос: на проектирование микросхем не брали девушек - потому что "военка").
Иностранные языки - очень плохо. Закрытая страна, выехать за рубеж очень сложно, а дальше соцлагеря - ещё сложнее, так что после школы иностранный у большинства был на уровне "вот из ё нэйм? - май нэйм из Вася"
Остается немного - точные науки (математика, физика, химия, наверное, тоже) - ну здесь да, спорить не буду. И спорт, наверное. Это важно, конечно, но это же в лучшем (самом лучшем) случае - всего лишь половина образования...

Так что я не понимаю пиетета и придыханий, когда говорят о советском образовании. Лично я помню весьма унылую картину, где не поощрялось собственное мнение, где выделяться (по любому параметру) было чревато неприятными последствиями либо со стороны школы, либо со стороны одноклассников.

Я не говорю, что сейчас всё прекрасно. И всякие ВПР (всероссийская проверочная работа) и ЕГЭ тоже не идеальны. Но сейчас хотя бы в школе учат формулировать и обосновывать своё мнение. Смог - получи свою "5", даже если ты единственный в классе (включая учителя), кто думает так. По крайней мере, так дела обстоят в классе у Галчонка. Посмотрим, что будет у Кисы. В крайнем случае, поменяем учителя.